ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В РОССИИ
Ключевые слова:
правовой режим, компьютерные игры, интеллектуальная собственность, авторское право, пользовательские праваАннотация
Работа посвящена исследованию правового режима компьютерных игр в России. Основной целью исследования является анализ действующего законодательства и доктринальных подходов к компьютерным играм как объектам интеллектуальной собственности. Автор рассматривает, как законодательство регулирует различные аспекты, связанные с созданием и дистрибьюцией игр, а также определяет, кто является правообладателем и пользователем этих произведений. В ходе работы проведён анализ правовых отношений между правообладателями и пользователями, включая пределы правомочий пользователей, их возможности по созданию производных произведений и использование отдельных элементов игр. Автор акцентирует внимание на важности чёткого определения прав и обязанностей всех участников правоотношений в сфере компьютерных игр, что является актуальным в свете быстро развивающегося рынка видеоигр. Предложены рекомендации по реформированию действующего законодательства, с целью более точного регулирования всех аспектов, связанных с интеллектуальной собственностью в сфере компьютерных игр. В результате исследования выявлены ключевые проблемы и предложены пути их решения, что может существенно повлиять на развитие правовой базы в данной области. Работа может быть полезна как для научного сообщества, так и для практиков в области юриспруденции и индустрии видеоигр.
Библиографические ссылки
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведения от 9 сентября 1886 г. (изм. 28 сентября 1979 г.). URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/283697 (Дата обращения: 02.04.203);
Participative Web: User-Created Content // Organization for Economic Co-operation and Development. Directorate for Science, Technology and Industry Committee for Information. Computer and Communications Policy. Working Party on the Information Economy. DSTI/ICCP/IE(2006)7/FINAL. URL: https://www.oecd.org/sti/38393115.pdf (Дата обращения: 19.04.2023);
Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой Федеральными законами № 51, 14, 146, 230 от 30.11.1994, 26.01.1996, 26.11.2001, 18.12.2006). URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_64629/ (Дата обращения: 14.12.2022);
Патент № 2 723 777 «Настольная игра и способ ее проведения». 17.06.2020. URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU2723777C1_20200617 (Дата обращения: 12.04.2023);
Патент № 2 337 741 «Игра “Веда Дид-Ладо”». 10.11.2008. URL: https:// yandex. ru/ patents /doc/RU2337741C1_20081110 (Дата обращения: 12.04.2023);
Определение Конституционного суда РФ от 20.12.2005 № 537-О. URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_59332 (Дата обращения: 16.12.2022);
Постановление КС РФ от 16.06.2022 № 25-П по делу гражданина А.Е. Мамичева. URL: http:// www. Consultant .ru/ document/ cons _ doc_LAW_419677/ (Дата обращения: 19.04.2023);
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons _doc _LAW _323470/ee07ed989eace60044215bd4b9b812f99a2f6919/ (Дата обращения: 14.12.2022);
Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 г. № 7 (в ред. от 22.06.2021 г.) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». URL: http:// www. consultant. ru/ document /cons_doc_LAW_195783/ (Дата обращения: 19.04.2023);
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.09.2015 № С01-617/2015 по делу № А38-2216/2014. URL: https:// cloud. Consultant .ru/ cloud/ cgi/ online.cgi?req=doc&base=SIP&n=16454#DxUtobTctY8nUYfL1 (Дата обращения: 19.04.2023);
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 19.04.2011 № 2-1465/2011 по делу Э. Успенского против компании-производителя USB-накопителей. URL: https:// sudact.ru/ regular/ doc/K8aXYoZoMfmh/ (Дата обращения: 03.04.2023);
Постановление 17 ААС № 17АП-8930/2020-ГКу от 22.09.2020 г. по делу № А71-4683/2020. URL: https:// kad. arbitr. ru/ Card/ 6dc8d261-6327-4b32-9e90-f25766c16e6b (Дата обращения: 13.12.2022);
Постановление Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-91072/14-90-176. Москва. 24.11.2014. URL: https:// kad. arbitr. ru/ Document/ Pdf/ 277fdd53-f30b-4de4-a282-732bc448297e/773baf5c-4c12-44c4-840e-d46d4aaf7adb/ A40-91072-2014_20141124_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (Дата обращения: 01.12.2022);
Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом ВС РФ от 23 сентября 2015 г.). URL: http:// www. consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_186586/ (Дата обращения: 09.04.2023);
17 U.S.C. § 120(a). URL: https://law.justia.com/codes/us/2015/title-17/chapter-1/sec.-120/ (Дата обращения: 13.04.2023);
105th Congress (1997-1998) H.R.2281. ENR Digital Millennium Copyright Act (Enrolled Bill). URL: https:// cyber. harvard. edu/ openlaw/ dvd/dmca/hr2281enr.txt (Дата обращения: 11.04.2023);
Case Baker v. Selden, 101 U.S. 99 (1879). URL: https:// supreme. Justia .com/ cases/federal/us/101/99/ (Дата обращения: 16.12.2022);
Atari, Inc. v. Amusement World, Inc., 547 F. Supp. 222 (D. Md. 1981). 27.11.1981. URL: https:// law. justia. com/ cases/ federal/ district-courts/FSupp/547/222/1478917/ (Дата обращения: 16.12.2022);
Case Riot Games, INC. v. Suga PTE, LTD. URL: https:// fingfx. thomsonreuters.com/gfx/legaldocs/xmpjobmxgvr/IP%20RIOT%20COPYRIGHT%20complaint.pdf (Дата обращения: 10.04.2023);
Лицензионное соглашение с конечным пользователем Ubisoft. URL: https://legal.ubi.com/eula/ru-RU (Дата обращения: 16.04.2023);
Архипов В.В. Интеллектуальная собственности в индустрии компьютерных игр: проблемы теории и практики // Закон. 2015. № 11. С. 61-69;
Архипов В.В. Интернет-право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. В. Архипов. – М.: Юрайт. 2016. – 249 с.;
Браванова П.М. Правовой режим пользовательского контента в видеоиграх // Право цифровой экономики – 2022. – М.: Статут. № 18. С. 353-372;
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. 2-е изд., стер. М., Статут. 2009. 439 с.;
Ворожевич А.С. Границы исключительных прав, пределы их осуществления и защиты / А. С. Ворожевич. – Москва : Статут, 2022. – 596 с.;
Гаджиев Г.А. Патентный троллинг: вопросы правовой квалификации (часть 1) // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 1. С. 31-39;
Гаджиев Г.А. Патентный троллинг: вопросы правовой квалификации (часть 2) // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 3. С. 49-62;
Глонина В.Н. Не все то лицензия, что ею зовется: проблемные аспекты правового регулирования между пользователями и цифровыми сервисами [Электронный ресурс] // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2019. № 24. С. 43-53. URL: http://ipcmagazine.ru/legal-issues/not-all-of-the-licenses-problematic-aspects-of-the-legal-regulation-of-the-relationship-between-users-and-digital-services;
Гринь Е.С. Виртуальный образ как объект правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6. С. 143-148;
Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие [СПС «КонсультантПлюс»] / Юрист. 2004. 173 с.;
Ермакова А.Р., Сухарева А.Е. Возможные подходы к определению правового режима пользовательского контента [Электронная версия] // Интеллектуальная собственность. Авторское прав и смежные права. 2018. № 2. URL: https:// cloud. consultant. ru/ cloud/ cgi/ online. cgi? req=doc &ts=f5HMpbTyLSdsrc25&cacheid=07CC5E20066B128DDE3A77B788D0CDE5&mode=splus&rnd=aFwM4g&base=CJI&n=111314#6xHMpbTmEZMb3AeU2;
Жарова А.К. Правовое регулирование отношений при использовании компьютерных игр // Вопросы правоведения. 2016. №2 (36). С. 188-202;
Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. 168 с.;
Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967. 137 с.;
Исаева В.О. Оригинальность произведения как критерий охраноспособности // Труды по интеллектуальной собственности (Works on Intellectual Property). 2023. Т. 44. № 1. С. 61-67;
Кадиков М. Планирование нового уровня. URL: http://level-design.ru/pro-ld-book-index/03-planning-new-level/ (Дата обращения: 13.04.2023);
Каштанова П.А. Разнообразие объектов авторского права в составе видеоигры // Право цифровой экономики. – Москва: Статут. 2022. № 18. С. 335-352;
Киселева Л.Ю., Рахматулина Р.Ш. Видеоигры как объекты права интеллектуальной собственности // Образование и право: юридические науки. № 3. 2022. С. 93-99;
Киташов С. Модификация, покорившая мир: как родился Counter-Strike. 28.12.2022. URL: https:// dtf .ru/ games/ 1482059-modifikaciya-pokorivshaya-mir-kak-rodilsya-counter-strike#zak (Дата обращения: 18.04.2023);
Копылов А. Ю. Персонаж произведения как самостоятельный объект авторского права: теория и практика // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 449. С. 235-240;
Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: Монография [Электронная версия, СПС «КонсультантПлюс»] / Проспект. – М.: 2013. – 144 с.;
Котенко Е.С. Понятие и признаки мультимедийного продукта [СПС «КонсультантПлюс»] // Lex russica. 2013. № 6. С. 601-615;
Котенко Е.С. Правовой режим компьютерных игр // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 2. С. 423-430;
Лемяцких Е.О. Простые сложности: статус видеоигры и особенности ее правовой охраны // Труды по интеллектуальной собственности (Works on Intellectual Property). 2022. Т. 41, № 2. С. 80-89;
Никифоров А.А. Модификации к компьютерным играм и пользовательский контент: общие вопросы // Видеоигры, гейминг, киберспорт: правовые вопросы: коллективная монография / под науч. ред. М.А. Рожковой, Р.Л. Лукьянова. – М.: Развитие правовых систем, 2023. С. 155-178;
Останина Е. А. Основание присоединения к многопользовательской онлайн игре — договор с участием потребителей // Право в сфере Интернета: сборник статей / рук. авт. кол. и отв. ред. д.ю.н. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2018. С. 311–345 // СПС «КонсультантПлюс»;
Перзановски А., Шульц Д. Конец владения: личная собственность в цифровой экономике, М., Дело, 2019. – 352 с.;
Поляков А.Г. Авторские права на мультимедийный продукт // Правовое образование. -Ростов-на-Дону. 2019. С. 447-452;
Пронина Н.А., Буянов А.В. Взаимоотношения по поводу объектов внутриигровой индустрии // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. С. 37-46;
Решетов К.Ю., Николаев М.А. Правовой статус виртуальных объектов в России // Вестник Национального института бизнеса. С. 240-249;
Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. – 312 с.;
Смирнова Е.А., Шишанова А.А. О сложной юридической судьбе персонажей мультипликационных фильмов // Интеллектуальная собственности. Авторское право и смежные права. 2018. № 6. С. 19-30;
Субботин С.А. Правовая охрана персонажей видеоигр // Право цифровой экономики. Статут. -М. 2022. № 18. С. 314-334;
Тиханова Н.Е. Пределы правовой охраны персонажа литературного произведения // Современный юрист. 2019. № 2 (27). С. 73-80;
Филиппов К. Что можно доказать с помощью доктрин scènes à faire и merger? URL: https:// zakon. ru/ blog/ 2020/3/26/ chto _mozhno _dokazat _s_pomoschyu_doktrin_scnes__faire_i_merger (Дата обращения: 16.12.2022);
Чернов А.В. Субъекты интеллектуальных прав на компьютерную игру // Образование и прав: юридические науки. 2022. № 4. С. 262-265;
Заключение Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой ГК РФ (электронная версия) // Вестник гражданского права. 2007. № 3. URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=24896#zut92bTEHuIxRcaK1 (Дата обращения: 10.04.2023);
Комментарии к ГК РФ (части четвертой): в 2 т. / Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л. и др. под общ. ред. Л.А. Трахтенгерц. – М.: Инфра-М. 2016. [СПС «КонсультантПлюс»];
Право интеллектуальной собственности: Учебник / О.Л. Алексеева, А.С. Ворожевич, О.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2019. Т. 4: Патентное право. – 276 с.;
Сделки, представительство, исковая давность: постатейный комментарий к статьям 153-208 Гражданского кодекса Российской Федерации / В. В. Байбак, Р. С. Бевзенко, С. Л. Будылин и др.; отв. ред. А. Г. Карапетов. М., М-Логос. 2018; Бразинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. 2-е изд., стер. М., Статут. 2009. – 1264 с.;
Dmytrenko K. Protection of Video Games by Copyrighting: Comparative Analysis of the US, the UK and German Legal Frameworks. p. 70;
Rahum-Twaig O. Copyright Law and Derivative Works. Regulating Creativity. Routledge; 1st edition (November 6, 2018) P. 152-163;
Ramos A., Lopez L., Rodriguez A., Meng T., Abrams S. The Legal Status of Video Games: Comparative Analysis in National Approaches / WIPO publication. 2013. 96 p.;
Scacchi W. (2011). Modding as an Open Source Approach to Extending Computer Game Systems. International Journal of Open Source Software and Processes. 3. P. 62-74 // URL: https:// www. researchgate. net/ publication/ 220724937_Modding_as_an_Open_Source_Approach_to_Extending_Computer_Game_Systems;
Stark D. Grand Theft Architecture: Architectural Works in Video Games After E.S.S. Entertainment v. Rockstar Games // Berkeley Technology Law Journal. 2010. Vol. 25. № 1. P. 429-465;
Zimmerman R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civil Traditions. New York, Oxford University Press. 1996. 1312 p.;
Hackman E. Björkqvist U. Modders of Skyrim: Motivations and Modifications: A qualitative study of what motivations and modifications the modders of Elder Scrolls: Skyrim exhibit. (2014) // URL: http://sh.diva-portal.org/smash/get/diva2:910719/FULLTEXT01.pdf;
Pringsheim F. Animus donandi // Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte: Romanistische Abteilung. 1921. Bd. 44. S. 273 ff.;
RA Dr. Clemens. Thiele Urheberrechtlicher Schutz für Kunst Figuren – von Odysseus bis Lara Croft. URL: https://eurolawyer.at/wp-content/uploads/pdf/IRIS-2004-431-437-Thiele.pdf (Дата обращения: 10.04.2023);
Словарь естественных наук. URL: http:// www. glossary.ru/ cgi-bin/ gl_sch2.cgi?RMzr;yoslkog (Дата обращения: 02.12.2022);
Pedit5 is a 1975 dungeon crawl role-playing video game. URL: https:// en.wikipedia. org/ wiki/ Pedit5 (Дата обращения: 01.12.2022);
1300 модов, 8К и рейтрейсинг: как выглядит «прокачанный» Skyrim. URL: https:// dtf. ru/ games/979759-1300-modov-8k-i-reytreysing-kak-vyglyadit-prokachannyy-skyrim (Дата обращения: 18.04.2023);
Анализ лучших и худших бюджетов игр. URL: https:// dtf. ru/ games/ 987142-analiz-luchshih-i-hudshih-byudzhetov-igr (Дата обращения: 25.04.2023);
Геральт из Ривии прибывает в Fortnite: главный герой книг, игр и сериалов появится в Fortnite. URL: https://ru.showmetech.com.br/geralt-de-rivia-chega-ao-fortnite/ (Дата обращения: 10.04.2023);
Гиганты на поле боя: как Dota 2 и League of Legends поделили рынок MOBA-игр. URL: https://dtf.ru/esport/18626-giganty-na-pole-boya-kak-dota-2-i-league-of-legends-podelili-rynok-moba-igr (Дата обращения: 19.04.2023);
Главные юридические конфликты в игровой индустрии (январь – июнь 2022). URL: https://app2top.ru/pravo/glavny-e-yuridicheskie-konflikty-v-igrovoj-industrii-yanvar-iyun-2022-200436.html (Дата обращения: 10.04.2023);
Жанр MOBA, или утраченная история. Часть 1: Введение и нулевая эра (1989-1998). URL: https://dtf.ru/games/690848-zhanr-moba-ili-utrachennaya-istoriya-chast-1-vvedenie-i-nulevaya-era-1989-1998 (Дата обращения: 19.04.2023);
Как работает Motion Capture: эволюция и закулисье. URL: https://dtf.ru/cinema/109583-kak-rabotaet-motion-capture-evolyuciya-i-zakulise (Дата обращения: 13.04.2023);
Инди игры: жанр, которого не существует. URL: https://dtf.ru/games/225632-indi-igry-zhanr-kotorogo-ne-sushchestvuet (Дата обращения: 15.04.2023);
Как снимали катсцены в Death Stranding. URL: https:// ixbt. Games /news/kak-snimali-katstseny-v-death-stranding.html (Дата обращения: 13.04.2023);
Компьютерные и видеоигры (российский рынок). – Текст: электронный // Tadviser: Государство. Бизнес. Технологии [сайт]. – 2022. – 7 сентября. – URL: https:// www. tadviser. ru/ index.php/ Статья:Компьютерные_и_видеоигры_(российский_рынок). (Дата обращения: 13.12.2022);
Кто такой нарративный дизайнер и как им стать. URL: https://dtf.ru/gamedev/1155917-kto-takoy-narrativnyy-dizayner-i-kak-im-stat (Дата обращения: 15.04.2023);
Кто такие нарративные дизайнеры и чем они отличаются от сценаристов. URL: https://dtf.ru/gamedev/1401523-kto-takie-narrativnye-dizaynery-i-chem-oni-otlichayutsya-ot-scenaristov (Дата обращения: 15.04.2023);
Мировой рынок развлечений и медиа вырастет на 6,5% в 2021 году. URL: https://www.interfax.ru/business/777576 (Дата обращения: 15.04.2023);
Новые данные CD Project Red: сколько человек работает в компании и географическое распределение доходов. URL: https:// ixbt. Games /news /2023/04/07/ novye-dannye-cd-projekt-red-skolko-celovek-rabotaet-v-kompanii-i-geograficeskoe-raspredelenie-doxodo .html (Дата обращения: 15.04.2023);
Так ли страшен патент на систему Nemesis? Разбираемся с юристом. URL: https:// media-xyz. com/ ru/articles/1285-tak-li-strashen-patent-na-sistemu-nemesis-raz (Дата обращения: 11.04.2023);
Gearbox reaches settlement with Boddy Prince over Duke Nukem music. URL: https://www.gamesindustry.biz/gearbox-reaches-settlement-with-bobby-prince-over-duke-nukem-music (Дата обращения: 16.04.2023);
GTA 5 за 8 лет заработала умопомрачительную сумму. URL: https://ixbt.games/news/2021/09/18/gta-5-za-8-let-zarabotala-umopomracitelnuyu-summu-a-poslednii-treiler-sobral-rekordnoe-cislo-dizlaik.html (Дата обращения: 19.04.2023);
Nintendo запатентовала три игровые механики – ранее две из них показали в трейлере сиквела Breath of the Wild. URL: https:// dtf. ru/s/ nintendoclub/ 984229-nintendo-zapatentovala-tri-igrovye-mehaniki-ranee-dve-iz-nih-pokazali-v-treylere-sikvela-breath-of-the-wild (Дата обращения: 12.04.2023);
Ubisoft отключит серверы еще нескольких игр. URL: https:// dtf. ru/ games/ 1253462 -1- sentyabrya-ubisoft-otklyuchit-servery-eshche-neskolkih-igr-vklyuchaya-assassin-s- creed-ii-i- splinter-cell-blacklist (Дата обращения: 16.04.2023);
Blizzard Taking Valve to Court Over «DOTA» Name. URL: https://gamerant.com/blizzard-valve-court-dota/ (Дата обращения: 19.04.2023);
History: The First Video Game? / Brookhaven National Laboratory. URL: https:// www. bnl. gov/ about/ history/ firstvideo.php (Дата обращения: 01.12.2022);
Maxwell A. GTA Modders to Court: Our Game Fixes & Enhancements Are Fair Use, Not Piracy. November 16, 2021. URL: https:// torrentfreak. com/ gta-modders-to-court-our-game- fixes- enhancements- are- fair-use-211116/ (Дата обращения: 19.04.2023);
I read all the small print on the internet and it made me want to die [electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/technology/2015/jun/15/i-read-all-the-small-print-on-the-internet (Дата обращения: 19.04.2023);
Supercell ordered to pay Gree $92m in lawsuit: jury found developer had infringed on six patents protecting Gree’s technology. URL: https://www.gamesindustry.biz/supercell-ordered-to-pay-gree-usd92m-in-lawsuit (Дата обращения: 13.04.2023);
Software is good, according to the EU Court of Justice. URL: https:// www. walkermorris. co. uk/in-brief/software-is-good-according-to-the-eu-court-of-justice/ (Дата обращения: 16.04.2023);
Van der Sar E. DMCA Notice Wipes Reverse-Engineered GTA Code from GitHub. February 21, 2021. URL: https://torrentfreak.com/dmca-notice-wipes-reverse-engineered-gta-code-from-github (Дата обращения: 19.04.2023)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). Лицензия позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.